Из опыта работы воспитателя 2 младшей группы

Федотова Н.П., воспитатель

ГБДОУ детский сад №3 Невского района

Санкт-Петербурга

Представление проектной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию «Огороднички»

 Добрый день, уважаемые родители.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста, у которых ещё очень маленький жизненный опыт.  Ребенок младшего дошкольного возраста не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел), но  это тот возраст, когда ребёнку всё интересно, и он обязательно хочет знать «Почему так?». И порой дать доступный по возрасту, интересный, дающий полное понимание ответ бывает сложно. И в этом случае метод проектов является наиболее эффективным, так как в  образовательно- воспитательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором дети принимают самое непосредственное участие, вместе с педагогами, а также в проектную деятельность вовлекаются и родители или другие члены семьи.

С чего всё началось. Актуальность проекта.

Случилось так, что дети, получившие во время обеда на гарнир зелёный горошек, задали вопрос, как он растёт. Выяснилось, что большинство детей не знали ответ на этот вопрос. Некоторые даже предположили, что горох растёт на дереве, при этом все дети знали, что горох достают из баночки.  И это наша действительность, в настоящее время у детей, живущих в городе, и не имеющих возможность летний период проводить на дачах за городом, очень слабые представления о том, как растут растения. Это побудило воспитателей группы разработать и реализовать проект, в котором дети сами смогут вырастить горох, и получить наглядный, реальный ответ на свой вопрос. Проект был успешно апробирован в прошлом учебном году, в этом году он был включён нами в образовательный -  воспитательный процесс, при перспективном планировании познавательного развития детей.

И так, я хочу представить вашему вниманию реализацию проекта «Огороднички» во второй младшей группе нашего детского сада.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных способностей детей при проведении эксперимента при выращивании гороха их семян.

Задачи проекта:

  1. - Формировать: познавательный интерес; представления о растениях, как представителях живого в мире природы, их значимости в жизни человека
  • - Учить: узнавать и называть части растения используя модели (семя, корень, стебель, лист, цветок, плод); в процессе ухода за растением наблюдать и делать выводы.
  • - Развивать: любознательность, наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
  • - Развивать интерес к русскому народному устному и музыкальному творчеству.
  • -Воспитывать бережное отношение к растениям, прививать любовь к живой природе. формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, путём проведения практических опытов;
  • - Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Ожидаемый результат: дети знают, как растёт горох (от горошины, до стручка с горохом), узнают полезные свойства гороха, правила выращивания и ухода. Знают и называют части растения.

Реализация проекта. Практическая деятельность.

Март месяц

1) Рассказать детям о роли воды в жизни растений.

Цель: Наблюдения за прорастанием семян.

Продолжить наблюдения за прорастанием семян. У семян, которые находились, во влажной среде появились ростки.

1 Вывод: Чтобы семена «проснулись», необходимо тепло и вода

2) Предложить детям посадить семена с ростками и без ростков в разные контейнеры.

3) Познакомить детей с правилами посева семян.

2

3

 Апрель

1) Наблюдения «Как растет горох». Измеряем меркой рост гороха. Наблюдаем, ухаживаем.

2) Учить детей процессу поливки и рыхления растений.

4

4) Аппликация  «Горошек для мышки».

5

4) Практическая работа детей по уходу за горохом (полив, рыхление).

5) Лепка «Стручок с горошинами»

6) Подмечаем, что горошины живут все вместе в одном стручке и не ссорятся, они одна семья.

 

6

Май / июнь

1) Познаём геометрические формы, учимся сравнивать по форме и цвету.

7

2) Просмотр мультфильма «Раз- горох, два - горох».

3) Проведение эксперимента: «Зачем растениям нужна вода?»

8

Вывод, без воды растения плохо растут, и могут погибнуть.

  • 4) Беседуем на тему: «Полезные свойства гороха».

Цель: Выявить и расширить представления детей, что горох не только вкусный, но и очень полезный. Зеленый горошек защитит от холода и плохого настроения (стрессов). Снабжает организм человека энергией, горох используют во многих блюдах: в салатах, супах, кашах.

  • 5) Музыкальное развлечение «Горохов день»

 Цель: расширять представления детей о русских народных праздниках. «Горохов день»- праздник, с песнями и хороводами, который был широко распространен в русских северных селениях. Праздник этот считался символом плодородия почвы и плодовитости скота, поэтому в этот день было принято рвать в поле горох, угощать им друг друга и желать благополучия. Отмечается 7 июля.

3 этап – Заключительный

1) Практическая работа «Собираем урожай».  

9

10

11

Ничего, что всем досталось по горошинке. Мы же дружные, как горошины в стручке, всё делим поровну!

2) Выставка, фото – конкурс выращенных  дома растений. «Весёлые растения»

 12